Инженерная педагогика
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА – составная часть профессиональной педагогики. Она направлена на подготовку специалистов, реализующих инженерную деятельность, и характеризуется специфическими целями, принципами, содержанием, формами организации, методами и средствами обучения.
Этим определяется ее сущность, границы, объект и предмет. Объектом инженерной педагогики является педагогическая система подготовки инженерных кадров, а предметом - проектирование и реализация содержания профессионального образования, форм организации, методов и средств обучения.
Инженерная педагогика раскрывает теорию и методики проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других функций; теорию и методику обучения техническим, технологическим знаниям, навыкам и умениям, формирования специфических способов инженерной деятельности.
Инженерная педагогика как наука зародилась в начале восьмидесятых годах в Австрии, когда Адольф Мелецинек, инженер, доктор наук, профессор Университета г. Клагенфурт, известный в Западной Европе теоретик и практик в области технологий обучения и инженерной педагогики опубликовал свою книгу «Инженерная педагогика». Эта книга трижды издавалась на немецком языке, переведена на болгарский, чешский. Во всех странах Западной Европы имела большой успех.
На русском языке она издана в 1998 г. учеными Московского государственного автомобильно-дорожного института МАДИ. Большой вклад в развитие этой науке в России внесли ректор МАДИ член-корр. РАН В.М. Приходько и академик РАО В.М. Жураковский. Они являются членами Международного Мониторингового Комитета IGIP.
В сентябре 2003 года ТПУ был аккредитован Международным мониторинговым комитетом IGIP, как центр подготовки ING-PAED IGIP. Большой вклад в развитие и организацию центра подготовки преподавателей ТПУ по программе ING-PAED IGIP внесли тогда ректор ТПУ Ю.П.Похолков и проректор П.С.Чубик. Опыт сотрудничества с Российским Мониторинговым комитетом IGIP, и Центрами инженерной педагогики КГТУ, МАДИ, ПГТУ позволил сориентировать образовательную программу «Преподаватель высшей школы» (ПВШ) на уровень европейского стандарта.
Сегодня в ТПУ работают 34 преподавателя, получивших звание ING-PAED IGIP.
Адольф Мелецинек
Он был или является гостевым профессором Технического университета Карлсруэ (ФРГ), Высшей технической школы Швейцарии (Цюрих), Станфордского университета (США), Технических университетов в Праге, Райхенберге, Будапеште, Москве и т.д. Автор 110 статей, 20 книг, в т.ч. 2 переведенных на русский язык.
Начиная с 1971 - полный профессор в Университете Клагенфурт (Австрия). Инициатор разработки системной Инженерной педагогики (Ingenieurpadagogik), известной как "Клагенфуртская школа".
Инициатива CDIO
В октябре 2011 года Национальный исследовательский Томский политехнический университет присоединился к Всемирной инициативе CDIO (The CDIO™ Initiative): Conceive — Design — Implement — Operate. Всемирная инициатива CDIO - это международный проект, направленный на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании. CDIO был организован учеными, представителями промышленности, инженерами и студентами Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) в конце 90-х годов 20-го века. Инициатива CDIO получила широкую поддержку профессионального инженерного сообщества и аккредитационных агентств.
ТПУ является первым российским вузом, который принят в инициативу ведущих мировых вузов по модернизации инженерного образования. Всего к проекту присоединились около 70 высших учебных заведений из 25 стран мира.
В течение 2012 года в Томском политехническом университете принципы CDIO будут тестировать на трех «пилотных» бакалаврских программах трех институтов ТПУ – Института природных ресурсов, Института физики и высоких технологий и Энергетического института.